|
|||||
Кафедра русского языка / 050301 | ||||
Дискурс современной прозы | проф. Мартьянова И.А. | Ожидаемыми результатами обучения является
углубление знаний о сущности понятий текст, дискурс, произведение, образ автора,
развитие лингвистических представлений о роде и жанре литературы, о жанрово-коммуникативном
и стилевом разнообразии современной прозы, о лингвистических особенностях новых
литературных родов, о доминантах идиостилевого развития современной литературы, о
с тенденциях развития современного русского синтаксиса и стилевых исканий современной
прозы. Особое внимание уделяется композиционно-синтаксическому ракурсу (сущности
синтаксической композиции, принципам выделения ее единиц, текстовой реализации
аналитической тенденции развития современного русского синтаксиса). При изучении
дисциплины углубляются навыки разноаспектного текстового анализа, прежде всего
композиционно-синтаксического, а также навык самостоятельного сопоставления
междисциплинарных теоретических исследований. |
||
Лексическая проблематика в магистерских диссертациях филологического профиля | пр. Сулименко Н.Е. | Многие студенты, работающие над магистерскими диссертациями по профилям: «языковое образование», «литературное образование», «межкультурная коммуникация», нуждаются в консультациях по лексической проблематике, затрагиваемой их диссертационными темами. Задача дисциплины по выбору – сориентировать магистрантов в тех лексикологических выходах, какие имеет разрабатываемая ими тема, и предложить новинки специальной литературы. Это особенно важно в свете интегрального подхода к языку, преодолевающего поуровневую ограниченность его анализа. | ||
Спорные вопросы синтаксической теории | пр. Дымарский М.Я. | Цели дисциплины по выбору – углубление теоретических представлений, полученных студентами при изучении курсов основ науки о языке и современного русского языка; развитие навыков самостоятельного теоретического мышления в тесной связи с анализом конкретного языкового материала. В центре внимания – ряд наиболее сложных и спорных вопросов синтаксической теории, часть которых получает освещение в авторской трактовке: проблема объекта синтаксического описания; взаимосвязь и специфика различных направлений в синтаксисе (коммуникативный, структурно-семантический, семантический, прагматический, функциональный синтаксис); вопрос о единицах синтаксиса, принципах их выделения и систематизации; теория высказывания: предпосылки (в работах М.М.Бахтина, В.Г.Адмони, Е.Н.Ширяева и др.) и пути ее построения; сущность коммуникативности и ее соотношение с предикативностью; теория предикативности В.В.Виноградова и ее развитие в трудах его учеников и последователей; вопрос о синтаксисе речи; его специфика (в отличие от синтаксиса, описывающего соответствующую подсистему языка) и базовые принципы; моделирование синтаксических единиц; трехуровневая система синтаксических моделей и проблема порождения высказывания; конститутивные признаки модели высказывания; сильные и слабые стороны структурно-семантической классификации сложноподчиненного предложения, возможности ее уточнения; спорные вопросы синтаксиса текста. | ||
Основные проблемы лингвоэстетического и лингвокогнитивного анализа художественного текста | пр. Сергеева Е.В. | Изучается специфика художественного дискурса как языкового феномена, его соотношение с другими разновидностями дискурса и литературным языком в целом. Рассматриваются функции слова в художественном тексте и возможность эстетической трансформации слов и грамматических категорий в языке художественной литературы. Особое внимание уделяется словесному воплощению образных средств, устойчивым образам и образным парадигмам в художественной речи. Изучаются специфика языка лирики, прозы и драмы. Ставится проблема восприятия художественного текста в диахроническом аспекте с двух точек зрения: возможности адекватного прочтения текста в связи с изменением словарной системы языка и соотношения мировосприятия автора и языка его произведения. Предметом рассмотрения становится также семантическая структура слова в художественном тексте и особенности образного строя: тропика, мифологемы и метатропы, употребление традиционно-поэтической и “высокой” лексики, особенности системы опорных слов. Художественный дискурс представляется также с лингвокогнитивной точки зрения, прежде всего в аспекте специфики и средств репрезентации художественного концепта. | ||
Мужское и женское в языке и речи | Доц. Ефремов В.А. | Основная цель данной дисциплины - сформировать в сознании будущих специалистов гуманитарного профиля необходимые для научной и педагогической деятельности базовые представления о гендерной проблематике современной общественной и научной жизни. Особое внимание уделяется формированию осознанных навыков выбора гендерноправильных языковых средств, коммуникативных навыков и стратегий как в межличностном, так и в межкультурном общении. Проблематика дисциплины связана не только с изучением таких важных и актуальных для современной науки понятий, как андроцентризм языка, гендер, гендерная асимметрия, гендерные роли, гендерные стереотипы, маскулинность, фемининность, языковой сексизм, но и с формированием навыков сознательного и толерантного отношения к представителям разных гендеров. Отдельное внимание уделяется педагогическому общению в свете проблемы гендерной дискриминации и гендерных стереотипов, существующих в современной высшей школе. | ||
Русская ономастика | пр. Сидоренко К.П. | В предлагаемой ДПВ рассматриваются
основные этапы формирования имени собственного в истории русского языка и культуры:
1)Языческий период. Имя и прозвище. Принципы типологической классификации дохристианских
имен. Связь дохристианского имени с современным русским именником. 2) Христианство и
антропонимика (имя человека). Формирование православного именника. Церковный календарь
и личное имя. Социальная дифференциация имен. 3) Развитие русской государственности и
формирование системы имен, отчеств и фамилий. Фамилии как подсистема антропонимики.
4) Проблема кодификации (закрепления) личного имени. Уменьшительные имена. Конкуренция
личных имен. 5) Антропонимика и вопросы культуры речи. Языковая вариантность в сфере
антропонимики. 6) Сопоставительные аспекты русской и иноязычной антропонимики. Проблема
перевода, транслитерации, транскрипции. 7) Русская топонимика. Система и подсистемы
географических названий. Политические границы и топонимика. Конкуренция топонимов.
Методы исследования топонимов. 8) Русская космонимия и астронимика. Пути формирования
космонимии. Русское и интернациональное в системе космонимов. Русская языческая теонимия.
Лингвокультурологические основы теонимии. Генетическая типология теонимов. Структурные
особенности русской теонимии. 9) Имя собственное в системе русского словопроизводства.
Переход имен собственных в нарицательные.
|
||
Языковые средства современной рекламы | Доц. Балахонская Л.В. | Актуальность изучения лингвистических средств современной рекламы определяется тем, что язык рекламы – это язык «текущего момента». Выявление специфики функционирования языковых средств в современной рекламе (фонетических, графико-орфографических, лексических, морфологических, синтаксических) позволит определить закономерности динамических процессов, характеризующих современную речевую ситуацию. В рамках дисциплины предполагается также анализ основных приемов создания экспрессивности рекламного текста.
|
||
Основы исторической семантики | Доц. Приемышева М.Н. | Цель дисциплины в междисциплинарном аспекте:
Сформировать в сознании специалистов гуманитарного профиля необходимые для научной и педагогической деятельности базовые представления о методах и содержании исторического (лексического, семантического) анализа, актуальные при любом лингвистическом исследовании; представления о необходимости привлечения исторических лингвистических данных при обращении к любой лингвистической проблеме. Углубить полученные ранее теоретические знания в области лексической и функциональной семантики. Расширить знания об истории лингвистики в сфере семасиологических исследований. Представить полученные ранее знания об истории языка и лексики в их связи с культурно-историческим языковым развитием. Сформировать научные навыки историко-этимологического анализа с привлечением экстралингвистических данных на примере языкового материала важнейших этапов в истории русского языка с XI в. Расширить систему историко-культурных лингвистических знаний.
|
||
Кафедра зарубежной литературы / 050302 | ||||
Принципы анализа художественного текста в свете зарубежного литературоведения | Доц. Гурина Т.Л. | Целью курса является получение студентами
представления о различных современных подходах к изучению художественного текста. Курс
включает применяемые в настоящее время традиционные методы, и самые новые гипотезы и приемы
анализа художественной литературы. Задача дисциплины – научить основным методам анализа
текста, методологическим приемам и инструментарию, свободное владение которым создаст
условия для успешной профессиональной работы будущего преподавателя или исследователя.
В задачи курса входит обучение свободному владению современной литературоведческой
терминологией. Курс делится на теоретическую часть и практические занятия, на которых
проводится анализ художественных произведений по приемам, наиболее характерным для
современного литературоведения и критики. На практических примерах даются варианты
современного анализа художественного произведения.
|
||
Американский роман 20 века | Смирнова О.М. | Материалом курса является творчество
писателей, которых принято относить к числу авторов «второго ряда», что нисколько не
умаляет значения их творчества для эволюции американской прозы. Американский роман
XX века испытывает потребность в обновлении; словно тестируя свои возможности, перебирает
разные темы и приемы повествования -социальный роман на злобу дня Дж. Стейнбека, Ф.С.
Фиццжеральда, Дж. Чивера, лирический эпос Т. Вулфа, документальная проза Т. Капоте,
драматическое повествование У. Стайрона и Т. Моррисон, игровой роман Э.Л. Доктороу,
и т.д. Некоторые романисты - Г. Миллер, К. Кизи, У. Берроуз - становятся не только
значимыми литературными фигурами, но и символами эпохи, олицетворяя искушения и
разочарования американской культуры XX столетия.
|
||
Типология детской литературы | Доц. Федяева Т.А. | Цель теоретического курса - внедрение
современных литературоведческих методологий в практику исследования детской литературы.
Дисциплина будет знакомить студентов с моделями и стратегиями изучения детской литературы
на Западе. Зарубежные литеаруроведы впервые применили к произведениям детской литературы
весь спектр новейшего интерпретационного инструментария – от структуралистского до
рецептивно-эстетического. В рамках курса будут затронуты такие вопросы как специфика
поэтологических и коммуникативных моделей в детской и юношеской литературе, концепции
автора в произведениях детской литературы, особенности семантики и принципы выделения
идейно-тематических комплексов, проблемы рецепции детской литературы. Курс должен
сформировать навыки анализа детской литературы на материале современной зарубежной
литературы.
|
||
Поэтика новеллы | Доц. Жеребин А.И. | Новелла представляет собой наиболее артистический жанр поветсвовательной прозы. Краткость, отделяющая новеллу от больших эпических жанров (роман, повесть) коррелирует с композиционной строгостью, сюжетной концентрированностью, четкостью структурной организации текста. Вот почему поэтика новеллы всегда привлекала к себе повышенное внимание исследователей. Курс „Поэтика новеллы“ предполагает парралельное изучение художественных текстов (на примере Бокаччо, Мопассана, Эдгара По, Конан-Дойла, О.Генри, Борхеса, из русских авторов – Пушкина, Чехова и Достоевского) и классических образцов их анализа в русском и зарубежном литературоведении (на примере работ Шкловского, Эйхенбаума, Реформатского, Мелетинского, Ролана Барта, Вольфа Шмидта, Ренаты Лахман). Их сопоставительный анализ (художественного текста новеллы и литературоведческого исследования, ей посвященного) потребует от участников семинарских занятий критического и творческого отношения к материалу, умения оценивать эстетическое качество научной прозы, а, главное, понимания неисчерпаемости смысла и его зависимости от избранного методологического подхода. | ||
Поэтика сатиры | Доц. Федяева Т.А. | Теоретический курс, особенностью которого является выявление связи поэтологических принципов с идеями философской эстетики. С этой целью закономерности эстетического мышления в рамках идеалистической (концепции Гегеля и Шиллера) и экзистенциальной философии (концепции Кьеркегора и Ф.Эбнера) соотносятся, с одной стороны, с формированием современных теорий сатиры – как отечественных, так и западных, с другой стороны, с трансформацией поэтологических свойств сатиры в ХХ веке. Предметами анализа в этом плане являются сфера идеального в сатире, роль комического и гротескного в сатире, особенности отношений автора и героя в сатирических произведениях, система традиционных, канонических и нетрадиционных, неканонических сатирических приемов. Особое внимание уделяется концепции сатиры М.Бахтина. В этой связи рассматриваются феномены междужанровой, менипповой, карнавальной и карнавализованной сатиры, выявляется специфика их хронотопа, субъектной сферы, соотношения юмора и иронии как модусов художественности в рамках сатирического изображения действительности. Одна из главных тем курса посвящена анализу особенностей поэтики современной сатиры – смыслу и принципам карнавально-сатирического изображения, сфере интертекстуальности в сатире, развитию приемов непрямого осуждения. | ||
Школы зарубежного литературоведения | Доц. Федяева Т.А. | Курс изучает смену методов и школ в истории литературоведческой науки и посвящен вопросам истории западного литературоведения - начиная с рубежа Х1Х – ХХ веков и до сегодняшнего дня. В его рамках рассматриваются такие важнейшие направления западной литературоведческой мысли как психоаналитическая школа, мифологическая школа, «новая» критика, рецептивная эстетика, школы, существовавшие во Франции, Германии, Англии и США в рамках структурализма, постструктурализма, постмодернизма. Цель курса – ознакомление с историко-теоретической основой вышеназванных течений, введение устоявшегося понятийного и терминологического аппарата западного литературоведения, знакомство с фундаментальными литературоведческими западными концепциями. Материал курса дается в контексте пограничных для литературоведения областей знания – философии, культурологии, истории, языкознания. Одной из линий обучения является знакомство с программными для каждого направления текстами (Фрейд, Юнг, Элиот, Рэнсом, Тодоров, Барт, Кристева, В.Шмид, Женетт, Яусс и др.). | ||
Кафедра русской литературы / 050302 | ||||
Генетическая память литературы | Доц. Михновец Н.Г. | Сравнительно недавно в отечественной науке поставлен вопрос о «сверхличной, объективной», «генетической» памяти литературы. Проблемное рассмотрение этого вопроса предполагает не столько фиксацию трудно объяснимых «сближений» художественных произведений разных эпох, разных авторов, сколько выявление факторов, которые обусловливают появление «странных сближений» художественных произведений и устойчивых повторений в литературе. Необходимо обращение - к общекультурной, национальной и литературной топике, - к явлению «трансляции» центральных тем влиятельными текстами, - к особой категории художников, отличающихся повышенной чуткостью к резонансным явлениям в культуре. Материалом для рассмотрения проблемы послужат произведения западноевропейской и русской литературы ХIХ – ХХ вв. (Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, Г. Гейне, Ч. Диккенс, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, русская поэзия второй половины ХХ века). Предполагается обращение к литературоведческой теории прецедентности. | ||
культура Севера | Власов А.Н. | Дисциплина призвана ознакомить студентов с явлением старообрядческой культуры русского Севера: его идеологией, историей возникновения, причинами раскола русской церкви. В ходе дисциплины, студенты познакомятся с сочинениями вождей старообрядчества, с историей соловецкого восстания, литературными сочинениями соловецких иноков. С историей Выголексинского общежительства особенностями скитской религиозной и бытовой культуры. Будут разбираться вопросы о значении книги в старообрядческой культуре, (знакомство с признаками и свойствами старообрядческой книжности). Об отношении к устной поэтической традиции у старообрядцев Севера (жанровые доминанты в старообрядческой фольклорной традиции на Печоре, Архангельском поморье, Заонежье). В рамках дисциплины также предполагается знакомство с поздними формами старообрядчества на Севере: постулатами филипповского, федосеевского и даниловского согласий, с местными вариантами старообрядческих толков и течений. С историзмом старообрядческого мировоззрения. Со старообрядческими утопиями и эсхатологическим мифом старообрядцев. | ||
Современная фольклористика и исследование массовой словесности | Панченко А.А. | В итоге усвоения дисциплины студент должен: Знать историографию мировой фольклористики, социально-политические и идеологические факторы, определявшие основные этапы развития науки о фольклоре; ключевые теории мировой фольклористики XX в.; основные направления и методы современной фольклористики, социологии и антропологии литературы. Понимать сложное сочетание факторов, определяющих общественный и идеологический статус различных форм словесности в культуре Нового и Новейшего времени; многообразие и взаимную обусловленность современных форм массовой словесности; основные тенденции современных исследований в области фольклора и массовой словесности. | ||
Библейские основы русской культуры | Балакшина Ю.В. | Цель дисциплины: знакомство с теми библейскими текстами, которые сыграли основополагающую роль в формировании и развитии русской культуры; интерпретация ключевых библейских сюжетов в свете культурологического подхода. Дисциплина ориентирована на магистрантов, ощущающих дефицит знаний в области библейского измерения русской и мировой культуры. Анализ порожденных Библией культурных интерпретаций требует предварительного имманентного анализа библейских текстов. В рамках курса предполагается обратиться к проблемам возникновения, редактирования и авторства избранных текстов (исагогика), а также осветить их центральные теологические и религиозно-философские прочтения (экзегетика). Дисциплина предполагает обращение к трудам историков, археологов, библеистов, позволяющим увидеть библейские тексты в том изначальном контексте, в котором они возникли. | ||
Эстетический дискурс Достоевского как автора «великого Пятикнижия» | Доц. Лысенкова Е.И. | |||
Феноменология чтения и рецептивная эстетика | Петровская Е.В. | В пределах курса дается общий анализ наиболее актуальных проблемных узлов современного теоретико-литературного знания: текстово-речевая специфика литературно-художественного произведения; литературная типологизация; аналитика литературного процесса. Отдельно рассматривается проблема методологии в литературоведении, с выделением перспективности и границ возможного применения методов. | ||
Современная фольклористика и исследование массовой словесности | Панченко А.А. | В итоге усвоения дисциплины студент должен: Знать историографию мировой фольклористики, социально-политические и идеологические факторы, определявшие основные этапы развития науки о фольклоре; ключевые теории мировой фольклористики XX в.; основные направления и методы современной фольклористики, социологии и антропологии литературы. Понимать сложное сочетание факторов, определяющих общественный и идеологический статус различных форм словесности в культуре Нового и Новейшего времени; многообразие и взаимную обусловленность современных форм массовой словесности; основные тенденции современных исследований в области фольклора и массовой словесности. | ||
Кафедра новейшей русской литературы / 050302 | ||||
Дневники русских писателей как литературный жанр | Новожилова А.М. | Писательский дневник – оригинальный и до сих пор малоизученный жанр литературы. В нем собрано все сокровенное, всё самое характерное в личности писателя. Дневники не сочиняются, а ведутся. И здесь мы имеем дело не с посредниками или «заменителями» автора, а с самой личностью автора. Дневник не отражает и не рисует образ человека – он часть его самого, деталь его души, поступков, характера. Данный курс является комплексным исследованием дневникового жанра в русской литературе. На большом фактическом материале дневниковых текстов русских писателей XX века рассматривается жанровая структура дневника: его эволюция, функция, типология, метод, стиль, связь с художественной прозой и т.д. В связи с этим в научный оборот вводится большой материал, который на протяжении долгого времени не входил в поле зрения исследования. | ||
Время и пространство в художественном мире | Пр. Баршт К.А. | В основании идеи курса лежит мысль, что художественный мир любого произведения обладает пространственно-временными параметрами, не безразличными к несомому этим произведением смыслу. Более того, ценности, которые реализуют в своих словах и поступках литературные герои и повествователь, получают свое самое полное выражение именно в организации пространства и времени. Отсюда выясняются две цели курса: дать описание основных пространственно-временных концепций, выработанных русской литературой и теоретической мыслью в ХХ веке, а также научить студентов ими пользоваться при анализе конкретных литературных произведений. Это дополнит уже имеющиеся у студентов навыки профессионального литературоведческого анализа. | ||
Петербургский текст русской литературы | Доц. Левченко М.А. | |||
Литература русского зарубежья | Доц. Васильев В.Е. | |||
Социология литературы | Доц. Черняк М.А. | |||
Сетература в современном литературном процессе | Доц. Левченко М.А. | Курс посвящен принципиально новому явлению в русской и мировой культуре, возникшему в 1990-ые гг. с распространением компьютерных сетей. Особые формы функционирования вербальности в сети в контексте постпостмодернистской культуры провоцируют не только оформление новых литературных жанров, но и приводят к новому представлению о тексте как таковом. Рассматривается история сетевой словесности в русском сегменте Интернета, специфические жанры сетевой литературы (сетературы), ее отличия от eобычнойu литературы, специфика сетевого языка, сетевая трансформация триады eавтор — читатель — писательu, созданные Интернетом новые формы функционирования литературного текста и литературного процесса. | ||
Поэтика русского постмодернизма | Доц. Кякшто Н.Н. | Эстетические и философские основы русского постмодернизма как литературы «конца стиля». Основные понятия направления: Мир = Тексту, Текст = Миру, Хаосмос, интертекстуальность, модели игры, телесность, эстетическое юродство, «смерть автора», симулякры и т.д. Пратексты русского постмодернизма: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева, «Палисандрия» и «Школа для дураков» Саши Соколова. Две модели русского постмодернизма: концептуализм и необарокко:в творчестве В.Сорокина, Д.Пригова, В.Пелевина, А.Королева и других. Филологизм и интертекстуальность как дискурсы постмодернистской прозы А.Битова («Пушкинский дом»), Д.Галковского («Бесконечный тупик»). Игра с классиками в прозе Е.Попова («Накануне накануне»), А.Королева («Голова Гоголя») и других. Гендерное начало в постмодернистской прозе Т.Толстой, Л.Петрушевской, В.Павловой. ПМС (постмодернизм сегодня): «политкорректность» в обращении к русской истории (П.Крусанов «Укус ангела»), «идеологичность», освоение новых уровней письма. Библейские мотивы в постмодернистских текстах. Художественные открытия и просчеты русского постмодернизма конца ХХ – начала ХХ1 в. Проблемы русского постмодернизма в критической и научной литературе. | ||
Текстология и цензура | Пр. Тимина С.И. | |||
Кафедра межкультурной коммуникации / 050303 | ||||
Национально-культурная специфика ФЕ | Доц. Матвеева Т.А. | В данном курсе предполагается познакомить магистров с национальной самобытностью русской фразеологии и фразеологии других языков, исходя из того, что в фразеологизмах запечатлены воззрения народа, общественный строй и идеология определенной эпохи. Прежде всего анализируется фразеология языка, которая относится к разряду национально-специфической (мерить на свой аршин, коломенская верста, проще пареной репы, отложить в долгий ящик и др.) в сопоставлении с аналогичной фразеологией других языков (английский, французский, немецкий, итальянский, китайский и др.). Рассматривается также и фразеология различных языков, имеющая своеобразие материальной формы, но передающая одно и тоже понятие (рус. как две капли воды в значении похожи в нем. как 2 яйца, кит. как 2 палочки). Знакомство с этнически обусловленным составом фразеологии в сопоставительном аспекте, а также самостоятельная работа в подборке и анализе фразеологических единиц различных языков позволит совершенствовать знания о специфике русской и других культур и успешно использовать полученные знания в практике преподавания РКИ. | ||
Православие и русская духовность | Матвеева, Розова | Целью дисциплины является знакомство с историей и духовно-нравственными ценностями православия с различные периоды жизни общества с учетом особенностей реализации полученных в практике преподавания русского языка как иностранного. В частности, в курсе дается представление о дохристианских верованиях древних славян, получивших отражение во всей последующей культуре и языке, анализ различных периодов христианской православной культуры; знакомство с исторически сложившейся символикой, традициями и обрядами современного Православия. Кроме того, на конкретных примерах (язык, живопись, архитектура, художественная литература и др.) демонстрируются духовно-нравственные ценности Православия и их роль в жизни общества. | ||
История русского языка в контексте истории и культуры русского народа | Филимонова | Санкт-Петербург – многонациональный мегаполис с пестрым этноконфессиональным составом населения. Изучение этой стороны жизни Петербурга позволяет составить более целостную картину истории города и объемнее выявить тенденции его развития. В спецкурсе рассматривается: история формирования основных этнических групп; государственная политика по отношению к ним; формы этнокультурной организации горожан; национальное образование, национальная культурно-просветительная работа и художественная жизнь, печать; особенности петербургской межкультурной коммуникации; проблема этнической и петербургской идентичности; необходимость воспитания толерантности как нормы жизни в многонациональном мегаполисе. Предусмотрены практические занятия в Санкт-Петербургском Доме национальностей. Слушатели готовят зачетную работу по проблематике спецкурса. | ||
Культура и искусство в пространстве русской истории | Полонская | Дисциплина рассматривает взаимосвязь культуры и искусства в контексте исторической судьбы России, особенности русского менталитета и национального самосознания. В лекционный курс включаются темы, знакомящие магистров с основными вехами в истории русской культуры и искусства, а также с некоторыми бытовыми традициями русского общества, без знания которых невозможно воссоздание контекста и семантического поля русской истории, классической литературы и искусства и полноценное проникновение в авторский замысел художника. На экскурсионных занятиях предполагается совершенствовать у магистров умения “читать” язык произведений искусства, анализировать различные видам и жанры искусства, рецензировать и составлять планы оригинальных экскурсий по изучаемым темам. Стратегия и тактика дисциплины позволяет также развивать творческие способности молодых ученых. | ||
Речевые приемы и ошибки | Цейтлин | Рассматриваются речевые аномалии (речевые факты, отклоняющиеся от действующей языковой нормы). Обсуждается типология речевых аномалий: по языковому уровню, к которому относится языковая единица; по направлению и глубине трансформации нормы; по виду речевой деятельности (продуцирование и восприятие речи); по форме речи - письменной или устной; по наличию или отсутствию интенции. Разграничиваются речевые приемы и речевые ошибки. Сопоставляются различные виды аномалий: случайные оговорки, вольности разговорной речи, непреднамеренные ошибки детей и взрослых, ошибки инофонов, писательские окказионализмы, проявления языковой игры и пр. | ||
Методика преподавания фонетики в курсе РКИ | Доц. Розова О.Г. | Курс ставит перед собой задачу овладения студентами теоретических оснований и методикой работы над произношением в любой иностранной аудитории на любом этапе обучения с учетом родного языка обучающихся, а также различных видов упражнений. Уделяется внимание рассмотрению особенностей русского ударения и ритмики, различных интонационных конструкций. | ||
Методика преподавания фонетики в курсе РКИ | Доц. Розова О.Г. | Курс ставит перед собой задачу овладения студентами теоретических оснований и методикой работы над произношением в любой иностранной аудитории на любом этапе обучения с учетом родного языка обучающихся, а также различных видов упражнений. Уделяется внимание рассмотрению особенностей русского ударения и ритмики, различных интонационных конструкций. | ||
История и теория современной культуры | Венкова | |||
Многонациональный Петербург | Смирнова | Санкт-Петербург – многонациональный мегаполис с пестрым этноконфессиональным составом населения. Изучение этой стороны жизни Петербурга позволяет составить более целостную картину истории города и объемнее выявить тенденции его развития. В спецкурсе рассматривается: история формирования основных этнических групп; государственная политика по отношению к ним; формы этнокультурной организации горожан; национальное образование, национальная культурно-просветительная работа и художественная жизнь, печать; особенности петербургской межкультурной коммуникации; проблема этнической и петербургской идентичности; необходимость воспитания толерантности как нормы жизни в многонациональном мегаполисе. Предусмотрены практические занятия в Санкт-Петербургском Доме национальностей. Слушатели готовят зачетную работу по проблематике спецкурса. | ||
Кафедра межкультурной коммуникации / 050308 | ||||
Православие и русская духовность | Матвеева, Розова | Целью дисциплины является знакомство с историей и духовно-нравственными ценностями православия с различные периоды жизни общества с учетом особенностей реализации полученных в практике преподавания русского языка как иностранного. В частности, в курсе дается представление о дохристианских верованиях древних славян, получивших отражение во всей последующей культуре и языке, анализ различных периодов христианской православной культуры; знакомство с исторически сложившейся символикой, традициями и обрядами современного Православия. Кроме того, на конкретных примерах (язык, живопись, архитектура, художественная литература и др.) демонстрируются духовно-нравственные ценности Православия и их роль в жизни общества. В курсе также учитывается принцип диалога духовных культур. |
||
Методика проведения экскурсий | Полонская | В ходе теоретических и практических занятий сформировать представление об основных жанрах и типах экскурсий; сформировать начальные навыки отбора материала для экскурсии, выбора маршрута и плана экскурсии, стиля общения в зависимости от аудитории и цели экскурсии; а также сформировать умение анализировать проведенную экскурсию. | ||
Поэтика клиповой культуры | Доц. Бочарова Н.А. | Целью курса является углубление знаний студентов в области культурологии и теории литературы, а также навыков самостоятельной научной работы при анализе современного художественного текста как части культурного семиозиса. В процессе изучения дисциплины будет обращено внимание на художественные тексты последнего десятилетия и раскрыто влияние на их структуру, содержание и авторскую позицию принципов континуальности и дискретности мышления – основополагающих принципов клиповой культуры конца 20 века. | ||
Национально-культурная специфика ФЕ | Матвеева | В данном курсе предполагается познакомить магистров с национальной самобытностью русской фразеологии и фразеологии других языков, исходя из того, что в фразеологизмах запечатлены воззрения народа, общественный строй и идеология определенной эпохи. Прежде всего анализируется фразеология языка, которая относится к разряду национально- специфической (мерить на свой аршин, коломенская верста, проще пареной репы, отложить в долгий ящик и др.) в сопоставлении с аналогичной фразеологией других языков (английский, французский, немецкий, итальянский, китайский и др.). Рассматривается также и фразеология различных языков, имеющая своеобразие материальной формы, но передающая одно и тоже понятие (рус. как две капли воды в значении похожи в нем. как 2 яйца, кит. как 2 палочки). Знакомство с этнически обусловленным составом фразеологии в сопоставительном аспекте, а также самостоятельная работа в подборке и анализе фразеологических единиц различных языков позволит совершенствовать знания о специфике русской и других культур и успешно использовать полученные знания в практике преподавания РКИ. | ||
Славянофильский и западнический тексты | Анненкова | |||
Язык газеты в РКИ | Филимонова | Основная задача курса - научить студентов методике преподавания языка газеты в иностранной аудитории. Задачи курса: 1) ознакомить слушателей с принципами отбора газетных текстов в зависимости от уровня владения языком; 2) пройти практику составления разнообразных методических заданий к газетному тексту; 3) ознакомить студентов с принципами организации дискуссий на основе выбранного текста. | ||
Кафедра прикладной лингвистики / 050304 | ||||
Язык информационного общества | Асс. Карнуп Е.В. | Курс помогает сформировать представление о закономерностях динамических процессов, характеризующих состояние языка на новом этапе развития общества, позволяет студентам овладеть навыками лингвистического анализа и базовыми знаниями в области современных средств коммуникации. Цель курса – сформировать способность выполнять лингвистический анализ на основе новейших источников материала, появляющихся благодаря развитию современных средств коммуникации. Задачи курса: - дать студенту систематические знания и навыки в области теории, методов, средств анализа современного состояния языка; выработать у учащихся навыки: - использования новых источников материала (Интернет) в лингвистическом исследовании; - самостоятельной деятельности по поиску материала для исследования и использованию информационных ресурсов - применения новых методик сбора и обработки материала; - применения существующих программных продуктов в лингвистическом исследовании. | ||
Культурные символы 20 века | Тулякова Н.А. | Курс строится на аутентичных материалах: художественной и публицистической литературе, словарных статьях, аудио- и видеоматериале. Отбор материала обусловлен как интересами студентов-филологов, так и спецификой самого материала: в некоторых случаях возникновение рели относится к XX веку, в некоторых она появилась давно, но востребована и в настоящее время (шекспировские образы). Большое внимание уделяется тем культурным реалиям, которые появляются в культуре неоднократно и подвергаются переосмыслению. Курс делится на две части: одна посвящена культуре Великобритании, другая – культуре США. Занятия организуются в форме семинаров. Студентам предлагается предварительное ознакомление с тем или иным культурным явлением (самостоятельная подготовка) и затем его функционированием в системе культуры. В ходе занятий студенты развивают умения чтения, аудирования, монологической и диалогической речи. | ||
Лингвистические ресурсы сети Интернет | Виландеберк А.А. | Основной целью дисциплины является ознакомление с различными лингвистическими ресурсами сети Интернет, в том числе библиографическими базами данных. Программа дисциплины предполагает работу с различными сетевыми источниками, формирование навыков информационного поиска и обработки полученной информации. Будут рассмотрены вопросы организации автоматического рабочего места лингвиста: база знаний, база данных, терминологический банк данных, система машинного перевода, автоматизированные одно- и многоязычные резидентные словари, текстовые редакторы. | ||
Прагматика английского письменного текста | Громова Н.А. | Дисциплина предусматривает ознакомление студентов основным особенностям английской письменной речи в сопоставлении с русской традицией; ознакомление с методами и приемами преподавания английской письменной речи, используемым в современной методики; знакомство с основными характеристиками жанров, представленных в программах международных экзаменов (прежде всего, FCE); овладение практическими навыками английской письменной речи. Основное внимание уделяется практической работе студентов по освоению материала. | ||
Технологии эффективной англоязычной устной коммуникации | Громова Н.А. | Курс предполагает знакомство студентов с основными различиями в русской и британо-американской традициями устного общения, фоновыми знаниями, стратегиями и приемами, необходимыми для эффективного общения в конкретной коммуникативной ситуации. В ходе изучения дисциплины студенты также знакомятся с методами диагностики эффективности устной коммуникации и формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. | ||
Англоязычный субстандарт | Ханжиян А.Е. | Основной целью курса является изучение процессов формирования и пополнения лексического состава молодежного русскоязычного сленга за счет заимствованной англоязычной лексики. Дисциплина предусматривает ознакомление с основными способами заимствования иноязычной лексики, а также поиск и установление лексического значения интержаргонизмов – единиц англоязычного происхождения, функционирующих в составе молодёжного русскоязычного сленга. | ||
Актуальные проблемы диагностики и сертификации диалогической речи | Чумилкин С.В. | Цель дисциплины познакомить студентов с основными проблемами, связанными с тестированием умения диалогической речи, а также практически овладеть методами формирования и контроля. Студенты получат информации о компонентах коммуникативной компетенции, наиболее важных для умения говорения, о структуре коммуникативного акта, способах его моделирования, основных проблемах, связанных с этим. Представить опыт тестирования и формирования умения диалогической речи в других странах. Выделить проблемы, возникающие при разработке создании и использовании тестов, измеряющих умение диалогической речи. | ||
Информационные технологии в языковом обучении | Нымм В.Р. | |||
Кафедра прикладной лингвистики / 050307 | ||||
Технологии эффективной англоязычной устной коммуникации | Громова Н.А. | Курс предполагает знакомство студентов с основными различиями в русской и британо-американской традициями устного общения, фоновыми знаниями, стратегиями и приемами, необходимыми для эффективного общения в конкретной коммуникативной ситуации. В ходе изучения дисциплины студенты также знакомятся с методами диагностики эффективности устной коммуникации и формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. | ||
Англоязычный субстандарт | Ханжиян А.Е. | Основной целью курса является изучение процессов формирования и пополнения лексического состава молодежного русскоязычного сленга за счет заимствованной англоязычной лексики. Дисциплина предусматривает ознакомление с основными способами заимствования иноязычной лексики, а также поиск и установление лексического значения интержаргонизмов – единиц англоязычного происхождения, функционирующих в составе молодёжного русскоязычного сленга. | ||
Экспертиза результатов обучения иностранным языкам | Северинова Е.Ю. | |||
Интерактивные формы работы при обучении иностранным языкам | Ларионова И.В. | |||
Кафедра немецкого языка | ||||
Методические аспекты подготовки и проведения олимпиады по немецкому языку в педагогическом вузе | Власова Л.К.,Павлова Н.Г. | Олимпиада является важным этапом в процессе изучения немецкого языка студентом. Она позволяет раскрыть его творческий потенциал, показать умения и навыки, способность нестандартно мыслить и, главное, продемонстрировать свои знания немецкого языка и информированность о странах, где говорят по-немецки. В этой связи необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые являются определяющими для будущего преподавателя с методической точки зрения. | ||
Варианты программ обучения немецкому языку в школе и вузе | Власова | Дисциплина по выбору предполагает: -знакомство с принципами составления программ; -анализ учебных программ по аспектам: разговорная практика,грамматика,чтение; -знакомство с авторскими программами; -сравнительный анализ программ по немецкому языку как иностранному в России и Германии; -составление учебных программ по немецкому языку. | ||
Языковой тест: проблемы педагогических измерений | Галушко Т.Г. | Языковой тест становится эффективным инструментом педагогических измерений, если в процессе языкового тестирования создаются условия для реализации познавательного потенциала. В рамках дисциплины по выбору будут рассмотрены проблемы, обусловленные недостаточной валидностью и надежностью некоторых тестов. | ||
Синтаксис разговорной речи | Перельман Г.И. | Изучаемый во втором семестре материал по спецкурсу «Синтаксис разговорной речи» является естественным продолжением проблематики, затронутой в первом семестре. В «Спецкурсе» рассматриваются такие вопросы, как: «Морфологические и синтаксические особенности разговорной речи в отличие от «стандартного языка», «Экономия и избыточность немецкой разговорной речи как результат функционального стиля обиходно-разговорной речи и как один из факторов совершенствования системы языка», «Некоторые синтаксические характеристики сложного и простого предложения устно-разговорной речи». Как в лекционном курсе, так и на практических занятиях частично также рассматриваются новые тенденции в развитии морфологии и синтаксиса современного немецкого языка. Анализ языковых явлений осуществляется в аспекте речевой культуры и направлен на обучение магистров правильной речи. | ||
Ни О.П. | ||||
Галушко Т.Г. | ||||
Перельман Г.И. | ||||
Кафедра французского языка | ||||
Специфика языка рекламы (на примере французского языка) | Доц. Глухова Ю.Н. | Умеет применять лингвистические знания на практике, определять в тексте фигуры речи. | ||
Особенности регионального французского языка | Доц. Глухова Ю.Н. | Умеет навыки аудирования, в том числе, навыки восприятия устной речи не на стандартном французском языке, умеет приминять лингвистические знания на практике. | ||
Административно-территориальное устройство Франции | Доц. Глухова Ю.Н. | Знает и понимает административно-территориальное устройство Франции (общие сведения). Умеет навыки аудирования, в том числе, навыки восприятия информации с разным охватом содержания на французском языке. | ||
Колядко | ||||
Кафедра методики преподавания русского языка и литературы / 050305 |