Кафедра русского языка / 050301
Дискурс современной прозы проф. Мартьянова И.А. Ожидаемыми результатами обучения является углубление знаний о сущности понятий текст, дискурс, произведение, образ автора, развитие лингвистических представлений о роде и жанре литературы, о жанрово-коммуникативном и стилевом разнообразии современной прозы, о лингвистических особенностях новых литературных родов, о доминантах идиостилевого развития современной литературы, о с тенденциях развития современного русского синтаксиса и стилевых исканий современной прозы. Особое внимание уделяется композиционно-синтаксическому ракурсу (сущности синтаксической композиции, принципам выделения ее единиц, текстовой реализации аналитической тенденции развития современного русского синтаксиса). При изучении дисциплины углубляются навыки разноаспектного текстового анализа, прежде всего композиционно-синтаксического, а также навык самостоятельного сопоставления междисциплинарных теоретических исследований.
Лексическая проблематика в магистерских диссертациях филологического профиля пр. Сулименко Н.Е. Многие студенты, работающие над магистерскими диссертациями по профилям: «языковое образование», «литературное образование», «межкультурная коммуникация», нуждаются в консультациях по лексической проблематике, затрагиваемой их диссертационными темами. Задача дисциплины по выбору – сориентировать магистрантов в тех лексикологических выходах, какие имеет разрабатываемая ими тема, и предложить новинки специальной литературы. Это особенно важно в свете интегрального подхода к языку, преодолевающего поуровневую ограниченность его анализа.
Спорные вопросы синтаксической теории пр. Дымарский М.Я. Цели дисциплины по выбору – углубление теоретических представлений, полученных студентами при изучении курсов основ науки о языке и современного русского языка; развитие навыков самостоятельного теоретического мышления в тесной связи с анализом конкретного языкового материала. В центре внимания – ряд наиболее сложных и спорных вопросов синтаксической теории, часть которых получает освещение в авторской трактовке: проблема объекта синтаксического описания; взаимосвязь и специфика различных направлений в синтаксисе (коммуникативный, структурно-семантический, семантический, прагматический, функциональный синтаксис); вопрос о единицах синтаксиса, принципах их выделения и систематизации; теория высказывания: предпосылки (в работах М.М.Бахтина, В.Г.Адмони, Е.Н.Ширяева и др.) и пути ее построения; сущность коммуникативности и ее соотношение с предикативностью; теория предикативности В.В.Виноградова и ее развитие в трудах его учеников и последователей; вопрос о синтаксисе речи; его специфика (в отличие от синтаксиса, описывающего соответствующую подсистему языка) и базовые принципы; моделирование синтаксических единиц; трехуровневая система синтаксических моделей и проблема порождения высказывания; конститутивные признаки модели высказывания; сильные и слабые стороны структурно-семантической классификации сложноподчиненного предложения, возможности ее уточнения; спорные вопросы синтаксиса текста.
Основные проблемы лингвоэстетического и лингвокогнитивного анализа художественного текста пр. Сергеева Е.В. Изучается специфика художественного дискурса как языкового феномена, его соотношение с другими разновидностями дискурса и литературным языком в целом. Рассматриваются функции слова в художественном тексте и возможность эстетической трансформации слов и грамматических категорий в языке художественной литературы. Особое внимание уделяется словесному воплощению образных средств, устойчивым образам и образным парадигмам в художественной речи. Изучаются специфика языка лирики, прозы и драмы. Ставится проблема восприятия художественного текста в диахроническом аспекте с двух точек зрения: возможности адекватного прочтения текста в связи с изменением словарной системы языка и соотношения мировосприятия автора и языка его произведения. Предметом рассмотрения становится также семантическая структура слова в художественном тексте и особенности образного строя: тропика, мифологемы и метатропы, употребление традиционно-поэтической и “высокой” лексики, особенности системы опорных слов. Художественный дискурс представляется также с лингвокогнитивной точки зрения, прежде всего в аспекте специфики и средств репрезентации художественного концепта.
Мужское и женское в языке и речи Доц. Ефремов В.А. Основная цель данной дисциплины - сформировать в сознании будущих специалистов гуманитарного профиля необходимые для научной и педагогической деятельности базовые представления о гендерной проблематике современной общественной и научной жизни. Особое внимание уделяется формированию осознанных навыков выбора гендерноправильных языковых средств, коммуникативных навыков и стратегий как в межличностном, так и в межкультурном общении. Проблематика дисциплины связана не только с изучением таких важных и актуальных для современной науки понятий, как андроцентризм языка, гендер, гендерная асимметрия, гендерные роли, гендерные стереотипы, маскулинность, фемининность, языковой сексизм, но и с формированием навыков сознательного и толерантного отношения к представителям разных гендеров. Отдельное внимание уделяется педагогическому общению в свете проблемы гендерной дискриминации и гендерных стереотипов, существующих в современной высшей школе.
Русская ономастика пр. Сидоренко К.П. В предлагаемой ДПВ рассматриваются основные этапы формирования имени собственного в истории русского языка и культуры: 1)Языческий период. Имя и прозвище. Принципы типологической классификации дохристианских имен. Связь дохристианского имени с современным русским именником. 2) Христианство и антропонимика (имя человека). Формирование православного именника. Церковный календарь и личное имя. Социальная дифференциация имен. 3) Развитие русской государственности и формирование системы имен, отчеств и фамилий. Фамилии как подсистема антропонимики. 4) Проблема кодификации (закрепления) личного имени. Уменьшительные имена. Конкуренция личных имен. 5) Антропонимика и вопросы культуры речи. Языковая вариантность в сфере антропонимики. 6) Сопоставительные аспекты русской и иноязычной антропонимики. Проблема перевода, транслитерации, транскрипции. 7) Русская топонимика. Система и подсистемы географических названий. Политические границы и топонимика. Конкуренция топонимов. Методы исследования топонимов. 8) Русская космонимия и астронимика. Пути формирования космонимии. Русское и интернациональное в системе космонимов. Русская языческая теонимия. Лингвокультурологические основы теонимии. Генетическая типология теонимов. Структурные особенности русской теонимии. 9) Имя собственное в системе русского словопроизводства. Переход имен собственных в нарицательные.
Языковые средства современной рекламы Доц. Балахонская Л.В. Актуальность изучения лингвистических средств современной рекламы определяется тем, что язык рекламы – это язык «текущего момента». Выявление специфики функционирования языковых средств в современной рекламе (фонетических, графико-орфографических, лексических, морфологических, синтаксических) позволит определить закономерности динамических процессов, характеризующих современную речевую ситуацию. В рамках дисциплины предполагается также анализ основных приемов создания экспрессивности рекламного текста.
Основы исторической семантики Доц. Приемышева М.Н. Цель дисциплины в междисциплинарном аспекте: Сформировать в сознании специалистов гуманитарного профиля необходимые для научной и педагогической деятельности базовые представления о методах и содержании исторического (лексического, семантического) анализа, актуальные при любом лингвистическом исследовании; представления о необходимости привлечения исторических лингвистических данных при обращении к любой лингвистической проблеме. Углубить полученные ранее теоретические знания в области лексической и функциональной семантики. Расширить знания об истории лингвистики в сфере семасиологических исследований. Представить полученные ранее знания об истории языка и лексики в их связи с культурно-историческим языковым развитием. Сформировать научные навыки историко-этимологического анализа с привлечением экстралингвистических данных на примере языкового материала важнейших этапов в истории русского языка с XI в. Расширить систему историко-культурных лингвистических знаний.
Кафедра зарубежной литературы / 050302
Принципы анализа художественного текста в свете зарубежного литературоведения Доц. Гурина Т.Л. Целью курса является получение студентами представления о различных современных подходах к изучению художественного текста. Курс включает применяемые в настоящее время традиционные методы, и самые новые гипотезы и приемы анализа художественной литературы. Задача дисциплины – научить основным методам анализа текста, методологическим приемам и инструментарию, свободное владение которым создаст условия для успешной профессиональной работы будущего преподавателя или исследователя. В задачи курса входит обучение свободному владению современной литературоведческой терминологией. Курс делится на теоретическую часть и практические занятия, на которых проводится анализ художественных произведений по приемам, наиболее характерным для современного литературоведения и критики. На практических примерах даются варианты современного анализа художественного произведения.
Американский роман 20 века Смирнова О.М. Материалом курса является творчество писателей, которых принято относить к числу авторов «второго ряда», что нисколько не умаляет значения их творчества для эволюции американской прозы. Американский роман XX века испытывает потребность в обновлении; словно тестируя свои возможности, перебирает разные темы и приемы повествования -социальный роман на злобу дня Дж. Стейнбека, Ф.С. Фиццжеральда, Дж. Чивера, лирический эпос Т. Вулфа, документальная проза Т. Капоте, драматическое повествование У. Стайрона и Т. Моррисон, игровой роман Э.Л. Доктороу, и т.д. Некоторые романисты - Г. Миллер, К. Кизи, У. Берроуз - становятся не только значимыми литературными фигурами, но и символами эпохи, олицетворяя искушения и разочарования американской культуры XX столетия.
Типология детской литературы Доц. Федяева Т.А. Цель теоретического курса - внедрение современных литературоведческих методологий в практику исследования детской литературы. Дисциплина будет знакомить студентов с моделями и стратегиями изучения детской литературы на Западе. Зарубежные литеаруроведы впервые применили к произведениям детской литературы весь спектр новейшего интерпретационного инструментария – от структуралистского до рецептивно-эстетического. В рамках курса будут затронуты такие вопросы как специфика поэтологических и коммуникативных моделей в детской и юношеской литературе, концепции автора в произведениях детской литературы, особенности семантики и принципы выделения идейно-тематических комплексов, проблемы рецепции детской литературы. Курс должен сформировать навыки анализа детской литературы на материале современной зарубежной литературы.
Поэтика новеллы Доц. Жеребин А.И. Новелла представляет собой наиболее артистический жанр поветсвовательной прозы. Краткость, отделяющая новеллу от больших эпических жанров (роман, повесть) коррелирует с композиционной строгостью, сюжетной концентрированностью, четкостью структурной организации текста. Вот почему поэтика новеллы всегда привлекала к себе повышенное внимание исследователей. Курс „Поэтика новеллы“ предполагает парралельное изучение художественных текстов (на примере Бокаччо, Мопассана, Эдгара По, Конан-Дойла, О.Генри, Борхеса, из русских авторов – Пушкина, Чехова и Достоевского) и классических образцов их анализа в русском и зарубежном литературоведении (на примере работ Шкловского, Эйхенбаума, Реформатского, Мелетинского, Ролана Барта, Вольфа Шмидта, Ренаты Лахман). Их сопоставительный анализ (художественного текста новеллы и литературоведческого исследования, ей посвященного) потребует от участников семинарских занятий критического и творческого отношения к материалу, умения оценивать эстетическое качество научной прозы, а, главное, понимания неисчерпаемости смысла и его зависимости от избранного методологического подхода.
Поэтика сатиры Доц. Федяева Т.А. Теоретический курс, особенностью которого является выявление связи поэтологических принципов с идеями философской эстетики. С этой целью закономерности эстетического мышления в рамках идеалистической (концепции Гегеля и Шиллера) и экзистенциальной философии (концепции Кьеркегора и Ф.Эбнера) соотносятся, с одной стороны, с формированием современных теорий сатиры – как отечественных, так и западных, с другой стороны, с трансформацией поэтологических свойств сатиры в ХХ веке. Предметами анализа в этом плане являются сфера идеального в сатире, роль комического и гротескного в сатире, особенности отношений автора и героя в сатирических произведениях, система традиционных, канонических и нетрадиционных, неканонических сатирических приемов. Особое внимание уделяется концепции сатиры М.Бахтина. В этой связи рассматриваются феномены междужанровой, менипповой, карнавальной и карнавализованной сатиры, выявляется специфика их хронотопа, субъектной сферы, соотношения юмора и иронии как модусов художественности в рамках сатирического изображения действительности. Одна из главных тем курса посвящена анализу особенностей поэтики современной сатиры – смыслу и принципам карнавально-сатирического изображения, сфере интертекстуальности в сатире, развитию приемов непрямого осуждения.
Школы зарубежного литературоведения Доц. Федяева Т.А. Курс изучает смену методов и школ в истории литературоведческой науки и посвящен вопросам истории западного литературоведения - начиная с рубежа Х1Х – ХХ веков и до сегодняшнего дня. В его рамках рассматриваются такие важнейшие направления западной литературоведческой мысли как психоаналитическая школа, мифологическая школа, «новая» критика, рецептивная эстетика, школы, существовавшие во Франции, Германии, Англии и США в рамках структурализма, постструктурализма, постмодернизма. Цель курса – ознакомление с историко-теоретической основой вышеназванных течений, введение устоявшегося понятийного и терминологического аппарата западного литературоведения, знакомство с фундаментальными литературоведческими западными концепциями. Материал курса дается в контексте пограничных для литературоведения областей знания – философии, культурологии, истории, языкознания. Одной из линий обучения является знакомство с программными для каждого направления текстами (Фрейд, Юнг, Элиот, Рэнсом, Тодоров, Барт, Кристева, В.Шмид, Женетт, Яусс и др.).
Кафедра русской литературы / 050302
Генетическая память литературы Доц. Михновец Н.Г. Сравнительно недавно в отечественной науке поставлен вопрос о «сверхличной, объективной», «генетической» памяти литературы. Проблемное рассмотрение этого вопроса предполагает не столько фиксацию трудно объяснимых «сближений» художественных произведений разных эпох, разных авторов, сколько выявление факторов, которые обусловливают появление «странных сближений» художественных произведений и устойчивых повторений в литературе. Необходимо обращение - к общекультурной, национальной и литературной топике, - к явлению «трансляции» центральных тем влиятельными текстами, - к особой категории художников, отличающихся повышенной чуткостью к резонансным явлениям в культуре. Материалом для рассмотрения проблемы послужат произведения западноевропейской и русской литературы ХIХ – ХХ вв. (Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, Г. Гейне, Ч. Диккенс, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, русская поэзия второй половины ХХ века). Предполагается обращение к литературоведческой теории прецедентности.
культура Севера Власов А.Н. Дисциплина призвана ознакомить студентов с явлением старообрядческой культуры русского Севера: его идеологией, историей возникновения, причинами раскола русской церкви. В ходе дисциплины, студенты познакомятся с сочинениями вождей старообрядчества, с историей соловецкого восстания, литературными сочинениями соловецких иноков. С историей Выголексинского общежительства особенностями скитской религиозной и бытовой культуры. Будут разбираться вопросы о значении книги в старообрядческой культуре, (знакомство с признаками и свойствами старообрядческой книжности). Об отношении к устной поэтической традиции у старообрядцев Севера (жанровые доминанты в старообрядческой фольклорной традиции на Печоре, Архангельском поморье, Заонежье). В рамках дисциплины также предполагается знакомство с поздними формами старообрядчества на Севере: постулатами филипповского, федосеевского и даниловского согласий, с местными вариантами старообрядческих толков и течений. С историзмом старообрядческого мировоззрения. Со старообрядческими утопиями и эсхатологическим мифом старообрядцев.
Современная фольклористика и исследование массовой словесности Панченко А.А. В итоге усвоения дисциплины студент должен: Знать историографию мировой фольклористики, социально-политические и идеологические факторы, определявшие основные этапы развития науки о фольклоре; ключевые теории мировой фольклористики XX в.; основные направления и методы современной фольклористики, социологии и антропологии литературы. Понимать сложное сочетание факторов, определяющих общественный и идеологический статус различных форм словесности в культуре Нового и Новейшего времени; многообразие и взаимную обусловленность современных форм массовой словесности; основные тенденции современных исследований в области фольклора и массовой словесности.
Библейские основы русской культуры Балакшина Ю.В. Цель дисциплины: знакомство с теми библейскими текстами, которые сыграли основополагающую роль в формировании и развитии русской культуры; интерпретация ключевых библейских сюжетов в свете культурологического подхода. Дисциплина ориентирована на магистрантов, ощущающих дефицит знаний в области библейского измерения русской и мировой культуры. Анализ порожденных Библией культурных интерпретаций требует предварительного имманентного анализа библейских текстов. В рамках курса предполагается обратиться к проблемам возникновения, редактирования и авторства избранных текстов (исагогика), а также осветить их центральные теологические и религиозно-философские прочтения (экзегетика). Дисциплина предполагает обращение к трудам историков, археологов, библеистов, позволяющим увидеть библейские тексты в том изначальном контексте, в котором они возникли.
Эстетический дискурс Достоевского как автора «великого Пятикнижия» Доц. Лысенкова Е.И.
Феноменология чтения и рецептивная эстетика Петровская Е.В. В пределах курса дается общий анализ наиболее актуальных проблемных узлов современного теоретико-литературного знания: текстово-речевая специфика литературно-художественного произведения; литературная типологизация; аналитика литературного процесса. Отдельно рассматривается проблема методологии в литературоведении, с выделением перспективности и границ возможного применения методов.
Современная фольклористика и исследование массовой словесности Панченко А.А. В итоге усвоения дисциплины студент должен: Знать историографию мировой фольклористики, социально-политические и идеологические факторы, определявшие основные этапы развития науки о фольклоре; ключевые теории мировой фольклористики XX в.; основные направления и методы современной фольклористики, социологии и антропологии литературы. Понимать сложное сочетание факторов, определяющих общественный и идеологический статус различных форм словесности в культуре Нового и Новейшего времени; многообразие и взаимную обусловленность современных форм массовой словесности; основные тенденции современных исследований в области фольклора и массовой словесности.
Кафедра новейшей русской литературы / 050302
Дневники русских писателей как литературный жанр Новожилова А.М. Писательский дневник – оригинальный и до сих пор малоизученный жанр литературы. В нем собрано все сокровенное, всё самое характерное в личности писателя. Дневники не сочиняются, а ведутся. И здесь мы имеем дело не с посредниками или «заменителями» автора, а с самой личностью автора. Дневник не отражает и не рисует образ человека – он часть его самого, деталь его души, поступков, характера. Данный курс является комплексным исследованием дневникового жанра в русской литературе. На большом фактическом материале дневниковых текстов русских писателей XX века рассматривается жанровая структура дневника: его эволюция, функция, типология, метод, стиль, связь с художественной прозой и т.д. В связи с этим в научный оборот вводится большой материал, который на протяжении долгого времени не входил в поле зрения исследования.
Время и пространство в художественном мире Пр. Баршт К.А. В основании идеи курса лежит мысль, что художественный мир любого произведения обладает пространственно-временными параметрами, не безразличными к несомому этим произведением смыслу. Более того, ценности, которые реализуют в своих словах и поступках литературные герои и повествователь, получают свое самое полное выражение именно в организации пространства и времени. Отсюда выясняются две цели курса: дать описание основных пространственно-временных концепций, выработанных русской литературой и теоретической мыслью в ХХ веке, а также научить студентов ими пользоваться при анализе конкретных литературных произведений. Это дополнит уже имеющиеся у студентов навыки профессионального литературоведческого анализа.
Петербургский текст русской литературы Доц. Левченко М.А.
Литература русского зарубежья Доц. Васильев В.Е.
Социология литературы Доц. Черняк М.А.
Сетература в современном литературном процессе Доц. Левченко М.А. Курс посвящен принципиально новому явлению в русской и мировой культуре, возникшему в 1990-ые гг. с распространением компьютерных сетей. Особые формы функционирования вербальности в сети в контексте постпостмодернистской культуры провоцируют не только оформление новых литературных жанров, но и приводят к новому представлению о тексте как таковом. Рассматривается история сетевой словесности в русском сегменте Интернета, специфические жанры сетевой литературы (сетературы), ее отличия от eобычнойu литературы, специфика сетевого языка, сетевая трансформация триады eавтор — читатель — писательu, созданные Интернетом новые формы функционирования литературного текста и литературного процесса.
Поэтика русского постмодернизма Доц. Кякшто Н.Н. Эстетические и философские основы русского постмодернизма как литературы «конца стиля». Основные понятия направления: Мир = Тексту, Текст = Миру, Хаосмос, интертекстуальность, модели игры, телесность, эстетическое юродство, «смерть автора», симулякры и т.д. Пратексты русского постмодернизма: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева, «Палисандрия» и «Школа для дураков» Саши Соколова. Две модели русского постмодернизма: концептуализм и необарокко:в творчестве В.Сорокина, Д.Пригова, В.Пелевина, А.Королева и других. Филологизм и интертекстуальность как дискурсы постмодернистской прозы А.Битова («Пушкинский дом»), Д.Галковского («Бесконечный тупик»). Игра с классиками в прозе Е.Попова («Накануне накануне»), А.Королева («Голова Гоголя») и других. Гендерное начало в постмодернистской прозе Т.Толстой, Л.Петрушевской, В.Павловой. ПМС (постмодернизм сегодня): «политкорректность» в обращении к русской истории (П.Крусанов «Укус ангела»), «идеологичность», освоение новых уровней письма. Библейские мотивы в постмодернистских текстах. Художественные открытия и просчеты русского постмодернизма конца ХХ – начала ХХ1 в. Проблемы русского постмодернизма в критической и научной литературе.
Текстология и цензура Пр. Тимина С.И.
Кафедра межкультурной коммуникации / 050303
Национально-культурная специфика ФЕ Доц. Матвеева Т.А. В данном курсе предполагается познакомить магистров с национальной самобытностью русской фразеологии и фразеологии других языков, исходя из того, что в фразеологизмах запечатлены воззрения народа, общественный строй и идеология определенной эпохи. Прежде всего анализируется фразеология языка, которая относится к разряду национально-специфической (мерить на свой аршин, коломенская верста, проще пареной репы, отложить в долгий ящик и др.) в сопоставлении с аналогичной фразеологией других языков (английский, французский, немецкий, итальянский, китайский и др.). Рассматривается также и фразеология различных языков, имеющая своеобразие материальной формы, но передающая одно и тоже понятие (рус. как две капли воды в значении похожи в нем. как 2 яйца, кит. как 2 палочки). Знакомство с этнически обусловленным составом фразеологии в сопоставительном аспекте, а также самостоятельная работа в подборке и анализе фразеологических единиц различных языков позволит совершенствовать знания о специфике русской и других культур и успешно использовать полученные знания в практике преподавания РКИ.
Православие и русская духовность Матвеева, Розова Целью дисциплины является знакомство с историей и духовно-нравственными ценностями православия с различные периоды жизни общества с учетом особенностей реализации полученных в практике преподавания русского языка как иностранного. В частности, в курсе дается представление о дохристианских верованиях древних славян, получивших отражение во всей последующей культуре и языке, анализ различных периодов христианской православной культуры; знакомство с исторически сложившейся символикой, традициями и обрядами современного Православия. Кроме того, на конкретных примерах (язык, живопись, архитектура, художественная литература и др.) демонстрируются духовно-нравственные ценности Православия и их роль в жизни общества.
История русского языка в контексте истории и культуры русского народа Филимонова Санкт-Петербург – многонациональный мегаполис с пестрым этноконфессиональным составом населения. Изучение этой стороны жизни Петербурга позволяет составить более целостную картину истории города и объемнее выявить тенденции его развития. В спецкурсе рассматривается: история формирования основных этнических групп; государственная политика по отношению к ним; формы этнокультурной организации горожан; национальное образование, национальная культурно-просветительная работа и художественная жизнь, печать; особенности петербургской межкультурной коммуникации; проблема этнической и петербургской идентичности; необходимость воспитания толерантности как нормы жизни в многонациональном мегаполисе. Предусмотрены практические занятия в Санкт-Петербургском Доме национальностей. Слушатели готовят зачетную работу по проблематике спецкурса.
Культура и искусство в пространстве русской истории Полонская Дисциплина рассматривает взаимосвязь культуры и искусства в контексте исторической судьбы России, особенности русского менталитета и национального самосознания. В лекционный курс включаются темы, знакомящие магистров с основными вехами в истории русской культуры и искусства, а также с некоторыми бытовыми традициями русского общества, без знания которых невозможно воссоздание контекста и семантического поля русской истории, классической литературы и искусства и полноценное проникновение в авторский замысел художника. На экскурсионных занятиях предполагается совершенствовать у магистров умения “читать” язык произведений искусства, анализировать различные видам и жанры искусства, рецензировать и составлять планы оригинальных экскурсий по изучаемым темам. Стратегия и тактика дисциплины позволяет также развивать творческие способности молодых ученых.
Речевые приемы и ошибки Цейтлин Рассматриваются речевые аномалии (речевые факты, отклоняющиеся от действующей языковой нормы). Обсуждается типология речевых аномалий: по языковому уровню, к которому относится языковая единица; по направлению и глубине трансформации нормы; по виду речевой деятельности (продуцирование и восприятие речи); по форме речи - письменной или устной; по наличию или отсутствию интенции. Разграничиваются речевые приемы и речевые ошибки. Сопоставляются различные виды аномалий: случайные оговорки, вольности разговорной речи, непреднамеренные ошибки детей и взрослых, ошибки инофонов, писательские окказионализмы, проявления языковой игры и пр.
Методика преподавания фонетики в курсе РКИ Доц. Розова О.Г. Курс ставит перед собой задачу овладения студентами теоретических оснований и методикой работы над произношением в любой иностранной аудитории на любом этапе обучения с учетом родного языка обучающихся, а также различных видов упражнений. Уделяется внимание рассмотрению особенностей русского ударения и ритмики, различных интонационных конструкций.
Методика преподавания фонетики в курсе РКИ Доц. Розова О.Г. Курс ставит перед собой задачу овладения студентами теоретических оснований и методикой работы над произношением в любой иностранной аудитории на любом этапе обучения с учетом родного языка обучающихся, а также различных видов упражнений. Уделяется внимание рассмотрению особенностей русского ударения и ритмики, различных интонационных конструкций.
История и теория современной культуры Венкова
Многонациональный Петербург Смирнова Санкт-Петербург – многонациональный мегаполис с пестрым этноконфессиональным составом населения. Изучение этой стороны жизни Петербурга позволяет составить более целостную картину истории города и объемнее выявить тенденции его развития. В спецкурсе рассматривается: история формирования основных этнических групп; государственная политика по отношению к ним; формы этнокультурной организации горожан; национальное образование, национальная культурно-просветительная работа и художественная жизнь, печать; особенности петербургской межкультурной коммуникации; проблема этнической и петербургской идентичности; необходимость воспитания толерантности как нормы жизни в многонациональном мегаполисе. Предусмотрены практические занятия в Санкт-Петербургском Доме национальностей. Слушатели готовят зачетную работу по проблематике спецкурса.
Кафедра межкультурной коммуникации / 050308
Православие и русская духовность Матвеева, Розова
Целью дисциплины является знакомство с историей и духовно-нравственными ценностями православия с различные периоды жизни общества с учетом особенностей реализации полученных в практике преподавания русского языка как иностранного. В частности, в курсе дается представление о дохристианских верованиях древних славян, получивших отражение во всей последующей культуре и языке, анализ различных периодов христианской православной культуры; знакомство с исторически сложившейся символикой, традициями и обрядами современного Православия. Кроме того, на конкретных примерах (язык, живопись, архитектура, художественная литература и др.) демонстрируются духовно-нравственные ценности Православия и их роль в жизни общества. В курсе также учитывается принцип диалога духовных культур.
Методика проведения экскурсий Полонская В ходе теоретических и практических занятий сформировать представление об основных жанрах и типах экскурсий; сформировать начальные навыки отбора материала для экскурсии, выбора маршрута и плана экскурсии, стиля общения в зависимости от аудитории и цели экскурсии; а также сформировать умение анализировать проведенную экскурсию.
Поэтика клиповой культуры Доц. Бочарова Н.А. Целью курса является углубление знаний студентов в области культурологии и теории литературы, а также навыков самостоятельной научной работы при анализе современного художественного текста как части культурного семиозиса. В процессе изучения дисциплины будет обращено внимание на художественные тексты последнего десятилетия и раскрыто влияние на их структуру, содержание и авторскую позицию принципов континуальности и дискретности мышления – основополагающих принципов клиповой культуры конца 20 века.
Национально-культурная специфика ФЕ Матвеева В данном курсе предполагается познакомить магистров с национальной самобытностью русской фразеологии и фразеологии других языков, исходя из того, что в фразеологизмах запечатлены воззрения народа, общественный строй и идеология определенной эпохи. Прежде всего анализируется фразеология языка, которая относится к разряду национально- специфической (мерить на свой аршин, коломенская верста, проще пареной репы, отложить в долгий ящик и др.) в сопоставлении с аналогичной фразеологией других языков (английский, французский, немецкий, итальянский, китайский и др.). Рассматривается также и фразеология различных языков, имеющая своеобразие материальной формы, но передающая одно и тоже понятие (рус. как две капли воды в значении похожи в нем. как 2 яйца, кит. как 2 палочки). Знакомство с этнически обусловленным составом фразеологии в сопоставительном аспекте, а также самостоятельная работа в подборке и анализе фразеологических единиц различных языков позволит совершенствовать знания о специфике русской и других культур и успешно использовать полученные знания в практике преподавания РКИ.
Славянофильский и западнический тексты Анненкова
Язык газеты в РКИ Филимонова Основная задача курса - научить студентов методике преподавания языка газеты в иностранной аудитории. Задачи курса: 1) ознакомить слушателей с принципами отбора газетных текстов в зависимости от уровня владения языком; 2) пройти практику составления разнообразных методических заданий к газетному тексту; 3) ознакомить студентов с принципами организации дискуссий на основе выбранного текста.
Кафедра прикладной лингвистики / 050304
Язык информационного общества Асс. Карнуп Е.В. Курс помогает сформировать представление о закономерностях динамических процессов, характеризующих состояние языка на новом этапе развития общества, позволяет студентам овладеть навыками лингвистического анализа и базовыми знаниями в области современных средств коммуникации. Цель курса – сформировать способность выполнять лингвистический анализ на основе новейших источников материала, появляющихся благодаря развитию современных средств коммуникации. Задачи курса: - дать студенту систематические знания и навыки в области теории, методов, средств анализа современного состояния языка; выработать у учащихся навыки: - использования новых источников материала (Интернет) в лингвистическом исследовании; - самостоятельной деятельности по поиску материала для исследования и использованию информационных ресурсов - применения новых методик сбора и обработки материала; - применения существующих программных продуктов в лингвистическом исследовании.
Культурные символы 20 века Тулякова Н.А. Курс строится на аутентичных материалах: художественной и публицистической литературе, словарных статьях, аудио- и видеоматериале. Отбор материала обусловлен как интересами студентов-филологов, так и спецификой самого материала: в некоторых случаях возникновение рели относится к XX веку, в некоторых она появилась давно, но востребована и в настоящее время (шекспировские образы). Большое внимание уделяется тем культурным реалиям, которые появляются в культуре неоднократно и подвергаются переосмыслению. Курс делится на две части: одна посвящена культуре Великобритании, другая – культуре США. Занятия организуются в форме семинаров. Студентам предлагается предварительное ознакомление с тем или иным культурным явлением (самостоятельная подготовка) и затем его функционированием в системе культуры. В ходе занятий студенты развивают умения чтения, аудирования, монологической и диалогической речи.
Лингвистические ресурсы сети Интернет Виландеберк А.А. Основной целью дисциплины является ознакомление с различными лингвистическими ресурсами сети Интернет, в том числе библиографическими базами данных. Программа дисциплины предполагает работу с различными сетевыми источниками, формирование навыков информационного поиска и обработки полученной информации. Будут рассмотрены вопросы организации автоматического рабочего места лингвиста: база знаний, база данных, терминологический банк данных, система машинного перевода, автоматизированные одно- и многоязычные резидентные словари, текстовые редакторы.
Прагматика английского письменного текста Громова Н.А. Дисциплина предусматривает ознакомление студентов основным особенностям английской письменной речи в сопоставлении с русской традицией; ознакомление с методами и приемами преподавания английской письменной речи, используемым в современной методики; знакомство с основными характеристиками жанров, представленных в программах международных экзаменов (прежде всего, FCE); овладение практическими навыками английской письменной речи. Основное внимание уделяется практической работе студентов по освоению материала.
Технологии эффективной англоязычной устной коммуникации Громова Н.А. Курс предполагает знакомство студентов с основными различиями в русской и британо-американской традициями устного общения, фоновыми знаниями, стратегиями и приемами, необходимыми для эффективного общения в конкретной коммуникативной ситуации. В ходе изучения дисциплины студенты также знакомятся с методами диагностики эффективности устной коммуникации и формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.
Англоязычный субстандарт Ханжиян А.Е. Основной целью курса является изучение процессов формирования и пополнения лексического состава молодежного русскоязычного сленга за счет заимствованной англоязычной лексики. Дисциплина предусматривает ознакомление с основными способами заимствования иноязычной лексики, а также поиск и установление лексического значения интержаргонизмов – единиц англоязычного происхождения, функционирующих в составе молодёжного русскоязычного сленга.
Актуальные проблемы диагностики и сертификации диалогической речи Чумилкин С.В. Цель дисциплины познакомить студентов с основными проблемами, связанными с тестированием умения диалогической речи, а также практически овладеть методами формирования и контроля. Студенты получат информации о компонентах коммуникативной компетенции, наиболее важных для умения говорения, о структуре коммуникативного акта, способах его моделирования, основных проблемах, связанных с этим. Представить опыт тестирования и формирования умения диалогической речи в других странах. Выделить проблемы, возникающие при разработке создании и использовании тестов, измеряющих умение диалогической речи.
Информационные технологии в языковом обучении Нымм В.Р.
Кафедра прикладной лингвистики / 050307
Технологии эффективной англоязычной устной коммуникации Громова Н.А. Курс предполагает знакомство студентов с основными различиями в русской и британо-американской традициями устного общения, фоновыми знаниями, стратегиями и приемами, необходимыми для эффективного общения в конкретной коммуникативной ситуации. В ходе изучения дисциплины студенты также знакомятся с методами диагностики эффективности устной коммуникации и формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.
Англоязычный субстандарт Ханжиян А.Е. Основной целью курса является изучение процессов формирования и пополнения лексического состава молодежного русскоязычного сленга за счет заимствованной англоязычной лексики. Дисциплина предусматривает ознакомление с основными способами заимствования иноязычной лексики, а также поиск и установление лексического значения интержаргонизмов – единиц англоязычного происхождения, функционирующих в составе молодёжного русскоязычного сленга.
Экспертиза результатов обучения иностранным языкам Северинова Е.Ю.
Интерактивные формы работы при обучении иностранным языкам Ларионова И.В.
Кафедра немецкого языка
Методические аспекты подготовки и проведения олимпиады по немецкому языку в педагогическом вузе Власова Л.К.,Павлова Н.Г. Олимпиада является важным этапом в процессе изучения немецкого языка студентом. Она позволяет раскрыть его творческий потенциал, показать умения и навыки, способность нестандартно мыслить и, главное, продемонстрировать свои знания немецкого языка и информированность о странах, где говорят по-немецки. В этой связи необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые являются определяющими для будущего преподавателя с методической точки зрения.
Варианты программ обучения немецкому языку в школе и вузе Власова Дисциплина по выбору предполагает: -знакомство с принципами составления программ; -анализ учебных программ по аспектам: разговорная практика,грамматика,чтение; -знакомство с авторскими программами; -сравнительный анализ программ по немецкому языку как иностранному в России и Германии; -составление учебных программ по немецкому языку.
Языковой тест: проблемы педагогических измерений Галушко Т.Г. Языковой тест становится эффективным инструментом педагогических измерений, если в процессе языкового тестирования создаются условия для реализации познавательного потенциала. В рамках дисциплины по выбору будут рассмотрены проблемы, обусловленные недостаточной валидностью и надежностью некоторых тестов.
Синтаксис разговорной речи Перельман Г.И. Изучаемый во втором семестре материал по спецкурсу «Синтаксис разговорной речи» является естественным продолжением проблематики, затронутой в первом семестре. В «Спецкурсе» рассматриваются такие вопросы, как: «Морфологические и синтаксические особенности разговорной речи в отличие от «стандартного языка», «Экономия и избыточность немецкой разговорной речи как результат функционального стиля обиходно-разговорной речи и как один из факторов совершенствования системы языка», «Некоторые синтаксические характеристики сложного и простого предложения устно-разговорной речи». Как в лекционном курсе, так и на практических занятиях частично также рассматриваются новые тенденции в развитии морфологии и синтаксиса современного немецкого языка. Анализ языковых явлений осуществляется в аспекте речевой культуры и направлен на обучение магистров правильной речи.
Ни О.П.
Галушко Т.Г.
Перельман Г.И.
Кафедра французского языка
Специфика языка рекламы (на примере французского языка) Доц. Глухова Ю.Н. Умеет применять лингвистические знания на практике, определять в тексте фигуры речи.
Особенности регионального французского языка Доц. Глухова Ю.Н. Умеет навыки аудирования, в том числе, навыки восприятия устной речи не на стандартном французском языке, умеет приминять лингвистические знания на практике.
Административно-территориальное устройство Франции Доц. Глухова Ю.Н. Знает и понимает административно-территориальное устройство Франции (общие сведения). Умеет навыки аудирования, в том числе, навыки восприятия информации с разным охватом содержания на французском языке.
Колядко
Кафедра методики преподавания русского языка и литературы / 050305
Сайт управляется системой uCoz