Театральниые технологии на уроках литературы в старших классах. Опыт использования.

Магистрантки 2 курса, 5 группы Румановской Анны.

Театр и литература, литература и театр… моя последняя практика показала, что интерес к литературе у старшеклассников заметно снизился, интерес к театру тоже.
Современный урок литературы стремится, к сожалению, дать знания а не получить творческий «ответ» от учеников. Я задумалась, а как сделать уроки литературы творческими, увлечь детей, повысить интерес к предмету и познавательную активность.
Методика не стоит на месте и предлагает интересный ответ на мой вопрос.
Уроки выгодно отличаются, если учитель владеет игровыми техниками организации педагогической деятельности.
Урок, выстроенный учителем по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения ученика в предлагаемых обстоятельствах. Приведу в пример урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе «Как можно жить в этом мире?»
Роман Достоевского полифонический. Услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «проживание» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо друг друга).
Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.
Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?
Представление героев начинается с попытки перевоплощения.
Я, Мармеладов...
Я, Дуня, сестра Раскольникова...
Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...
Я, Сонечка Мармеладова...
Я, Катерина Ивановна...
Я, Родион Романович Раскольников
В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пытается оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому – непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Ивановне, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе? Значит, Лизавета заслужила это».
То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.
Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, – кто в этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?
Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?
Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?
В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка выбора Раскольникова – чью правду принимает он и почему?
Задача учителя на данном уроке – постановка проблемных вопросов, которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о судьбах героев, мотивации их поступков.
Такой урок дает пищу для размышления, и не заканчивается со звонком – ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли.
Ролевая игра на уроках литературы - это не просто развлечение, а особый эффективный способ постижения сложных языковых явлений. Игры развивают умственные и творческие способности учащихся, потому что учат выбирать из различных вариантов наилучший. Формируют волю, активность, самостоятельность, обогащают чувства, дают возможность испытать радость от познания собственных сил, помогают социальной адаптации, повышению самооценки и преодолению возрастных кризисов
Любой урок литературы, не исключающий, а даже предполагающий импровизацию, может быть построен как сценическое действие. В основе театральных технологий лежат технологий актерского искусства, режиссерское моделирование и психофизический тренинг.
Начало урока – самое главное. Исходными событиями может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо и т. д. – одним словом, факты-раздражители, используемые учителем с целью завоевать внимание класса, заинтриговать, сосредоточить мысли учеников на предмете будущего спора
Вторая часть урока – основное его событие. Литературное произведение анализируется следующим образом: рассматриваются детали, сны, реплики героев, их внутренние монологи – для этого необходимо вдумчивое «вычитывание» художественного текста, так как это важно в постижении характеров героев, их концепций и идей.
Третья часть урока – центральное событие. Учитель может поделить учащихся на творческие группы, включив их в ролевую игру, попросить составить вопросы, которые хотели, но не смогли задать герои рассказа. Главное, чтобы деятельностью были охвачены все ребята.
Самым важным, этапом урока является четвертый. Ученики-актеры, делают с помощью своих логических умозаключений и вопросов-раздражителей учителя, направляющего течение разговора в нужное русло, открытие, которое ученик, учитель и которое может сопровождаться эмоциональным взрывом, когда на некоторое время ребята забудут о том, где и кто они, полностью поверив в реальность игры. Но эмоционального всплеска может и не произойти. Может установиться глубокая тишина, она тоже будет свидетельством живого участия каждого из них в проблемах, затронутых на уроке. Это самая ценная и трогательная минута для автора урока – учителя, так как задача решена, цель достигнута: никто с урока не уйдет равнодушным.
В основе ролевой игры обычно стоят реальные или возможные конфликтные ситуации, в которых должно быть задействовано столько лиц, сколько участников в группе. Это может быть собрание любителей книги, заседание в суде, заседание художественного совета, создание фильма, книги, урок-концерт, инсценирование, викторины и т. д. Одни игры похожи на фронтальную беседу, другие требуют групповой работы, нередко проходят в форме дискуссии.
Тема урока: «Человек внутренний» и «человек внешний». «Маленький человек» в русской литературе. К уроку дано было задание всем прочитать три произведения: А. С. Пушкин «Станционный смотритель», Н. В. Гоголь «Шинель», Ф. М. Достоевский «Бедные люди». На уроке существовала возможность выбора: произведения, формы представления произведения, своей роли в этом процессе обсуждения – читателя, автора, критика, героя. При кажущейся импровизационности учитель срежиссировал весь процесс с помощью заданной формы и условий (ограниченности времени), были подготовлены некоторые высказывания «критиков», вопросы, которые должны были направить обсуждение в нужное русло, если оно зайдет в тупик.В процессе такой коллективной импровизации, где ученики поставлены в экстремальную ситуацию (в данном случае проследить эволюцию развития темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX в.), и возникает процесс творчества ученика и учителя. На уроке произошло событие, три субъекта – автор, исполнитель, воспринимающий субъект – триедины, это уже нерасчленимое целое.
Уроки такого типа интересны на темах обобщающего характера, дающих возможность высказать разные точки зрения. Например, «Тема революции и гражданской войны в литературе XX в.», «Серебряный век русской литературы» и др.
В 11 классе при изучении современной поэзии можно провести заседание редколлегии по составлению книги «Гражданином быть обязан». Каждый из участников урока-игры получил памятку с планом «рекомендательного» выступления:
  1. Почему именно это стихотворение ты предлагаешь включить в книгу?
  2. Какие мысли и чувства возникают у тебя при прочтении данного стихотворения?
  3. В чем его актуальность?
Не забудь: твое выступление должно быть интересным и ярким.
Класс разбивается на 4 группы, каждой дано задание подобрать стихи в определенный раздел книги: гражданская поэзия современного человека; его духовный мир; тема исторической памяти; тема войны и мира; тема любви и дружбы. В каждой творческой группе должен быть свой редактор, критик, художник. Столы расставлены на таком уроке буквой «П», на столах таблички: «Редактор», «Художник», «Критик».
Слово учителя: «Итак, нам предстоит “издать” сборник стихов, опубликованных в 80–90-е годы. Задача непростая: ведь это принципиально новый этап в жизни нашей страны, время переоценки ценностей, переориентации создания целого общества. Неузнаваемо изменилась и литература. Правда, порой непривлекательная, стала объектом художественного осмысления».
Поэзия 80–90-х годов многогранна: ее представляют такие разные авторы, как В. Высоцкий. Е. Евтушенко. А. Вознесенский, Р. Рождественский, О. Фокин, Б. Ахмадулина, В. Корнилов, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский. Какие же имена включите в свою книгу? Чему научит она читателей?
На сегодняшнее «заседание» мы пригласили творческую группу в составе 3-х «отделов».
Далее предоставляется слово каждой группе: сначала выступают «редакторы», которые предлагают включить в «сборник» понравившихся им поэтов и их стихи по данной теме; затем слово предоставляется «критикам», которые работали над вступительной статьей , в заключение «художники» объясняют сюжет рисунка к каждому стихотворению, выбранному для оформления книги. Такой урок приучает учащихся составлять самостоятельный монологический рассказ в рамках указанной проблемы, собирать убедительные аргументы в защиту своего мнения; развивает эстетический вкус, формирует культуру чтения.
Жаль, что в моем ученическом опыте не было таких уроков. В вышеприведенных примерах используется социоигровой стиль – стиль всего обучения, всего урока, смысл которого – не столько облегчить детям свою работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.
По мнению В. Г. Маранцмана, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущение того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора». Они привлекают внимание, создают разрядку, пробуждают интерес.
Вывод:При использовании на уроке элементов театральных технологий повышается интерес к предмету, активность на уроке. Развивается умение работать в команде, ученик раскрепощается, повышается его самооценка. Например, при подготовке спектакля учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации и сами начинают поиск нужного материала, читают дополнительную литературу, чаще обращаются за консультацией к учителю. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты)
Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться. Хочется надеяться, что литература и театр помогут современному старшекласснику раскрыть свой потенциал!
Сайт управляется системой uCoz