Сайт управляется системой uCoz

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

540304 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЛОЛОГИИ

Программа итоговой государственной аттестации составлена в соответствии с требованиями, устанавливаемыми государственным образовательным стандартом подготовки магистров по направлению 540300 Филологическое образование, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Минобразованием России, а также в соответствии с рекомендациями УМО высших учебных заведений России по педагогическому образованию.

Целью итоговой государственной аттестации является определение готовности выпускника:

- к выполнению профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению;

- к продолжению обучения по образовательным программам более высокой ступени (аспирантура).

В аттестационные испытания включены:

  • Защита магистерской диссертации;
  • государственный экзамен по информационным технологиям в филологии.

Государственный экзамен магистра филологического образования должен выявить умение использовать теоретическую подготовку для решения профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта по направлению 540300 Филологическое образование.

Программа государственного экзамена по информационным технологиям в филологии, завершающего магистерскую образовательную программу 540304 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЛОЛОГИИ, формируется на основе специальных дисциплин, входящих в предметную область применения информационных технологий в филологии.

Билеты формируются из двух частей:

  • Вопросы, в которых отражены теоретические положения специальных дисциплин лингвистической, математической и компьютерной направленности.
  • Специальные задания, ориентированные на выявление профессиональных навыков магистрантов.

Вопросы предполагают самостоятельное осмысление магистрантом современных проблем, связанных с применением и разработкой информационных технологий в лингвистике, литературоведении и компьютерной лингводидактике, представление разных подходов к исследованию и решению проблем компьютерного моделирования в России и за рубежом.

По желанию студента могут быть сданы дополнительно государственные экзамены (например, философия и иностранный язык), которые входят в перечень вступительных экзаменов в аспирантуру. Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре, соответствует уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для соответствующего научного направления. Оценки по ним засчитываются по желанию студента как результаты вступительных экзаменов в аспирантуру избранного профиля.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 540300 Филологическое образование определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 540300 Филологическое образование.

Государственный экзамен магистра должен выявить уровень фундаментальной подготовки выпускника магистратуры и умение использовать теоретическую подготовку для решения профессиональных задач.

Целью государственного экзамена является проверка знаний выпускников магистратуры по направлению “Информационные технологии в филологии” для аттестации соответствия их подготовки решению профессиональных задач, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта.

Задачей государственного экзамена является установление уровня усвоения теоретических курсов, прочитанных за годы обучения в магистратуре, и умения самостоятельно осмыслить современные проблемы применения информационных технологий в филологии.

Структура государственного экзамена

Экзамен проводится в форме устного ответа по экзаменационным билетам. В экзаменационные билеты включены 2 вопроса:

  • Первый вопрос билета отражает теоретические положения специальных дисциплин:
  1. Понятие функции. Основные способы задания функции и их приложения для информационных технологий в филологии
  2. Основные теоремы дифференциального исчисления и их приложения для информационных технологий в филологии
  3. понятие комбинаторной конфигурации. Принципы перечислительной комбинаторики. Типовые задачи комбинаторики
  4. Понятия модели и алгоритма в лингвистике и кибернетике. Типология моделей в инженерной лингвистике
  5. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Понятие лингвистического автомата, его структура и возможности
  6. понятие формальной грамматики и порождаемого ею языка. Пример. Иерархия формальных языков по Чомскому
  7. Трансформационные грамматики и сети переходов. Простые, рекурсивные и расширенные сети. Механизм работы расширенной сети. Задачи, решаемые с помощью сетей переходов.
  8. Модели производства и восприятия речи, особенности их реализации в компьютере
  9. Механизм вероятностного прогнозирования в устной и письменной речи, особенности его реализации в компьютере
  10. Лексикографическое обеспечение лингвистических автоматов и систем автоматической обработки информации
  11. Семантический анализ и моделирование семантики в компьютере
  12. Лингвистический анализ текста в аспекте решения задач инженерной лингвистики
  13. Коммуникация в искусственных системах. Коммуникативная ситуация и коммуникативная номинация
  14. Методы статистического анализа. Выборочный метод. Генеральная и выборочная совокупности.
  15. Статистические оценки параметров распределения, цели и методы анализа корреляции
  16. Проверка статистических гипотез в аспекте решения лингвистических и литературоведческих задач
  17. Система Интернет как источник информации. Системы поиска информации. Критерии поиска информации и современные поисковые системы.
  18. Электронные словари, глоссарии, энциклопедии и справочники. Отличия электронных и «бумажных лексикографических систем
  19. Корпусная лингвистика как новое направление в прикладной лингвистике. Формирование корпусов параллельных выровненных текстов
  20. Обучение как управление. Формальная постановка задач обучения. Понятие модели обучаемого. Структура и принципы организации компьютерных обучающих систем с моделью обучаемого
  21. понятие оптимизации процесса обчения. Этапы создания системы обучения с моделью обучаемого
  • Второй вопрос билета включает задание, ориентированное на выявление навыков анализа лингвистического материала методами информационных технологий:
  1. Анализ результатов машинного перевода с точки зрения адекватности примененного словаря.
  2. Анализ результатов машинного перевода с точки зрения адекватности алгоритмов синтаксического анализа.
  3. Лингвостатистический анализ фрагмента текста в аспекте определения возможных статистических характеристик

Процедура проведения государственного экзамена

На подготовку к ответу студенту дается не более 45 минут. После ответа на вопрос члены ГАК могут задать дополнительные вопросы в соответствии с общей программой экзамена. Затем студенту предлагается изложить ответ на специальный вопрос (с последующей открытой дискуссией). Во время ответа на специальный вопрос желательно присутствие научного руководителя, мнение которого заслушивается и учитывается при выставлении итоговой оценки. Общее время нахождения студента в аудитории во время экзамена не должно превышать полуто¬ра - двух часов.

По завершении ответов всех экзаменующихся проводится закрытое заседание ГАК, где выставляются оценки по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Результаты экзамена сообщаются магистрантам сразу по завершении совещания.

В случае получения неудовлетворительной оценки магистрант не лишается права на защиту магистерской диссертации (а также на сдачу дополнительных государственных экзаменов, если таковые имеются), а через год имеет право повторно сдать итоговый государственный экзамен.

Критерии оценки уровня подготовки выпускника на государственных экзаменах

Оценка «отлично» ставится при условии, если магистрант ответил исчерпывающе на оба вопроса в предложенном билете, проявив при этом умение логически обосновать выдвинутые аргументы и представить в системе актуальные научные проблемы по вопросам билета.

Оценка «хорошо» ставится при условии, если магистрант знает содержание ответов на вопросы, сформулированные в билете, умеет стройно и последовательно сформулировать содержание ответов, но допускает неточности в дефинициях.

Оценка «удовлетворительно» ставится при условии, если магистрант знает содержание ответов на вопросы, сформулированные в билетах, но не может изложить свои знания в системе и слабо владеет навыками анализа проблем, возникающих при применении различных методов компьютерного анализа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при условии, если магистрант не знает ответов на один из двух предложенных вопросов или демонстрирует незнание обязательной литературы по магистерской программе.