Черняк В. Д.

(Санкт-Петербург)

      Отечественная литература последнего десятилетия для исследователей современной речи привлекательна не только тем, что она представляет выразительный, объемный, часто противоречивый речевой портрет нашего современника, но и тем, что в ней «разбросаны» многочисленные оценки языковой нормы, представления об эталонной речи, разнообразные, часто субъективные характеристики речевых нарушений и коммуникативных неудач.

      Эти оценки, соотносимые как с авторской, так и с персонажными субъектными сферами, чрезвычайно важны для характеристики современной речевой ситуации. При всем разнообразии создаваемых современными авторами текстов в них своеобразно преломляются активные процессы в русском языке и русской речи, отразившие кардинальные перемены конца ХХ века. Многие речевые явления не просто точно фиксируются, но и своеобразно интерпретируются.

      Рефлексивная, метаязыковая деятельность автора представлена в художественных текстах, различных по своей жанровой принадлежности и по художественной ценности. Точными и весьма профессиональными оказываются оценки современной речи в популярном сегодня жанре филологического романа (особенно выразительно они представлены в «Романе с языком» В. Новикова). Однако нельзя недооценивать и роль массовой литературы. Она, как и вся массовая культура, ориентирована на среднюю языковую норму, поскольку обращена к огромной читательской аудитории.

      Авторы произведений, «которые читают все», не претендуя на художественные открытия, нередко делают «моментальные снимки» современной речи, достойные внимания лингвиста.

      Можно предположить, что для будущего историка языка тексты беллетристики так же, как и произведения «первого ряда» будут представлять интерес, поскольку в них отражены языковые вкусы усредненной языковой личности, сложные отношения в триаде норма – узус – культура речи.

      Палитра речевых оценок, представленных в современной прозе, охватывает разнообразные явления, оказывающиеся в фокусе общественного внимания, представляющие зоны расшатывания нормы (варианты орфоэпических и акцентологических норм, трудные случаи образования морфологических форм существительных, склонение числительных, изобилующие или дефектные глагольные парадигмы, активные словообразовательные процессы, например, аббревиация, образование диминутивов, универбация, сложные случаи управления и согласования и др.).

      Приведем два выразительных примера. В первом фиксируется чрезвычайно распространенная в узусе лексическая ошибка, во втором –достаточно типичное нарушение нормы при построении связного текста в устной речи:

      Всех удивил Васильев. Вдруг он попросил слова: “Хочу поднять тост”.

     –Не тост, а бокал, – крикнули ему. – Тост не поднимают, а пьют.

      –Неверно, – перебил кто-то, – не пьют, а предлагают...

      –Ну, кажется, здесь никто толком не знают, что делают с тостом.

      –Произносят, – сказал Николай Прокофьевич.

      –Хочу поднять бокал, – сказал Васильев, – и произнести тост.

     –Валяй (И. Грекова. Свежо предание).

     Шурик, насколько я помнил, был до ужаса косноязычен, что, впрочем, не мешало ему обладать цепкой хваткой и отличным чутьем. ?…? Удивительным было то, что протоколы он писал более чем сносно, правда с орфографическими и синтаксическими ошибками, но зато гладко и понятно, устная же речь у него была – хоть святых выноси. ?…? Волков совершенно не признавал существительных, предпочитая заменять их на местоимения «он», «она» и «это», с прилагательными Шурик тоже не особо утруждался, замещая их мимикой и жестами.

      – Они позвонили ему, говорят – Мосгаз ходит с проверкой, нужен доступ туда, ну, он приехал, хату открыл, а он там лежит уже трехдневный…

      «Они» после уточнения оказались соседями, первый «он» – хозяином квартиры, под «там» подразумевалась сама квартира, в которой был убит и обнаружен второй «он» – Юрий Петрович Забелин (А. Маринина. Пружина для мышеловки).

      В современных текстах часто фиксируются ошибки в использовании тех или иных языковых единиц, что, как правило, является значимой для автора чертой речевого портрета того или иного персонажа.

      Общей чертой, объединяющей произведения, созданные в русле разных художественных направлений, является стремление их авторов погрузить читателя в стихию живой речи. Языковая рефлексия, оценки речи, эксплицированные в текстах последнего десятилетия, создают выразительную картину современного языкового существования.

Сайт управляется системой uCoz